Асфальтобетон – современный материал, активно применяющийся в строительстве автомобильных дорог. Не стоит путать эту смесь с асфальтом – несмотря на схожесть состава, имеются существенные различия в методах производства и сфере применения. Асфальтобетонное покрытие отличается повышенным сроком эксплуатации, имеет однородную фактуру и готово к использованию сразу после укладки на рабочую поверхность. При строительстве дорог рабочие придерживаются нормативов ГОСТ, контроль за соблюдением этих требований может проводить наша лаборатория.
Асфальтобетон относится к искусственно созданным материалам. В процессе его производства используется уплотнение минеральных материалов в определённых объёмах. В качестве основы для смеси применяют песок (щебень, минеральные порошки) и битум (допускается использование дёгтя). Технические характеристики получившейся смеси могут разниться, в зависимости от пропорций и фракций используемых компонентов.
Сфера применения этого материала достаточно обширна. Его используют для строительства дорог, площадок различного назначения, обустройства взлётно-посадочных полос для аэродромов, пешеходных переходов, автостоянок и т.д. Жидкой смесью ремонтируют ямы на дорогах. Это удобно и экономично: состав полностью заполняет дефекты дорожного покрытия и не нуждается в дополнительном уплотнении. В результате обработки старое покрытие точно совпадает со свежеуложенным, образуя единое цельное полотно. Состав быстро застывает, поэтому при ремонте дороги остановка движения вдоль проблемной области занимает минимум времени.
Для тротуаров и пешеходных зон могут применяться цветные смеси. Это возможно, благодаря добавлению в состав цветных минеральных веществ: гранитного песка, камня, мрамора, ряда других пигментов. Такой асфальтобетон можно использовать и для создания разделительных полос на дорожном полотне. Смесь достаточно прочная, не выгорает под воздействием ультрафиолета.
Классификация
Асфальтобетон можно разделить на несколько категорий, в зависимости от пропорций используемых компонентов, состава, свойств и др. По объёму щебня в составе смесь бывает таких марок:
• А – 50%-60%;
• Б – 40-50%;
• В – 30%-40%;
• Г и Д – вместо щебня используется песок;
Также асфальтобетон разнится величиной фракций зёрен. Например, к песчаным композициям относятся смеси, фракции которых не превышают 5 мм, для мелкозернистых этот показатель не превышает 20 мм, у крупнозернистых – до 40 мм.
В зависимости от компонентов, асфальтобетонная смесь может быть щебёночной, гравийной или песчаной. Покрытие делится по температуре укладки на холодное (до +50С) и горячее (от +1200С).
В состав могут входить различные вяжущие компоненты, в разных пропорциях. Это обуславливает разделение асфальтобетона ещё на несколько групп по типу используемых вяжущих материалов:
• Классический – стандартный вариант, применяемый для укладки покрытия автомобильных дорог, пешеходных тротуаров;
• С добавлением мастики – содержит определённый объём добавок для стабилизации состава. Подходит для обустройства магистралей и дорог с высокой пропускной способностью;
• С добавлением полимеров – наличие пластификаторов существенно повышает эксплуатационные свойства дорожного покрытия. Идеальный выбор для промышленных предприятий, аэродромов, мостов и других объектов, где дорожное покрытие подвергается повышенным нагрузкам;
Для ремонта автодорог используют другие смеси, на основе органики (состав включает битум и известняк). Это оптимальный вариант для устранения ям, выбоин, заделывания трещин и т.д.
Особенности состава
По сути, асфальтобетон состоит из двух основных компонентов: минерального наполнителя и вяжущего вещества на основе органики. При создании требуемой марки смеси учитываются физические и химические свойства компонентов. В состав могут входить следующие элементы:
• Щебень (гравий) – снижает ползучесть смеси, способствует повышению срока службы. Оптимальным выбором будет щебень плотных горных пород: это обеспечит хорошую адгезию с вяжущим веществом;
• Песок – используют отсевы, получаемые в результате дробления щебня. Речной песок в смеси не применяется. Рекомендуется использовать песок с фракциями разного размера, поскольку из-за одинаковых фракций пористость слоя повышается. Песок может быть мелко-, средне- или крупнозернистым. Его наличие в смеси повышает теплостойкость покрытия, его плотность и прочность;
• Минеральный порошок – важно правильно рассчитать объём этого компонента, так как если его будет слишком много, прочность дорожного покрытия заметно снизится. Порошок влияет на структуру и свойства вяжущего вещества;
• Битум – выполняет роль вяжущего компонента, «склеивая» между собой все ингредиенты. Благодаря этому веществу дорога приобретает влагостойкость и прочность. Может быть вязким или жидким. При отрицательных температурах возрастает вязкость материала, при повышении – наоборот, снижается;
Для жидкого асфальтобетона применяются вязкие составы битума, с добавлением различных растворителей. Зимой в состав добавляют специальные составы для разжижения смеси: в процессе эксплуатации они испаряются, битум приобретает стандартные свойства.
Перед укладкой рабочая зона очищается от загрязнений, привлекается специализированная техника. Выявленные неровности устраняются, основу дороги обрабатывают мастикой. Асфальтобетонную смесь перевозят в самосвалах. Уже на строительном объекте состав загружают в укладочную машину. Укладка осуществляется рабочими, либо выполняется при помощи спецтехники. Смесь выкладывают на основание, покрытое слоем щебня, и уплотняются машиной. Для трасс с интенсивным движением нужно, чтобы покрытие состояло из 3-4 слоёв, и общей толщиной не более 15 см.
Услуги испытательной лаборатории
Далеко не всегда застройщики соблюдают установленные требования ГОСТ, нарушают технологию укладки. Если нужно проверить качество выполненных работ, лучше обратиться за экспертизой дорожного покрытия к профессионалам. В лабораторных условиях можно провести более десятка тестов для проверки соответствия результата требованиям заказчика. У нас есть всё необходимое оборудование для проведения исследований качества дорожного полотна, его прочности, технических и эксплуатационных характеристик.
Наша испытательная лаборатория "СтройЭкспертЭкология" в г. Краснодар имеет все необходимые разрешения для проведения исследований. Все работы будут выполнены в сжатые сроки. Стоимость услуг определяется индивидуально для каждого заказчика, и зависит от объёма и сложности работ. С каждым клиентом заключается официальный договор. По окончании работ подписывается акт о проведённых исследованиях, заказчик получает протоколы с результатами испытаний.