Мост – достаточно сложная конструкция, требующая особого внимания на всех этапах производства конструкции. Нужно правильно рассчитать множество элементов, учесть массу нюансов. Но даже самое тщательное планирование не исключает ошибок, преждевременного износа комплектующих, нарушения стабильности конструкции. Чтобы обезопасить передвижение техники и людей по мосту, нужно провести ряд испытаний на соответствие техническим характеристикам и возможности эксплуатации сооружения. Такую проверку может осуществить наша строительная лаборатория в г. Краснодар.
Подготовительный этап
Перед началом испытаний объект обследуется на готовность к испытательным нагрузкам. Устанавливается максимально допустимый уровень нагрузки для проведения испытаний: учитываются нормы проектирования, имеющиеся дефекты, повреждения конструкции. Текущее состояние объекта фиксируется документально и является своеобразной нулевой точкой в расчётах.
Если необходимо провести испытания нескольких одинаковых конструкций, можно выполнить полный цикл действий лишь для одного из объектов. Остальные конструкции подвергаются выборочным испытаниям, по мере необходимости. Для испытаний применяется стандартный набор оборудования, либо утверждается измененная комплектация.
Все приборы устанавливаются и фиксируются таким образом, чтобы была возможность получить стабильные показания с минимальной погрешностью. Нужно позаботиться о защите оборудования от внешних воздействий окружающей среды: даже температурные перепады могут повлиять на результат. На время проведения исследований движения по мосту перекрывается.
Если показания приборов существенно отличаются от расчётов, либо были выявлены изменения в узлах конструкции (появились трещины, выпучивания), проведения испытаний прекращают, испытательная нагрузка удаляется. Дальнейшие исследования можно проводить только после тщательного обследования объекта и выявления причин изменений конструкции в процессе проведения испытаний. Ответственность при этом ложится на плечи руководителя работ.
Статические испытания
Статические испытания позволяют определить текущее состояние конструкции, её подверженность деформациям, уровень напряжения отдельных узлов и соединений. Уровень нагрузки для проведения статических испытаний определяется индивидуально для каждого объекта. Многое зависит от назначения конструкции, активности её использования. Например, для городских мостов нагрузка должна быть не менее 70% от расчётных показателей.
Схемы загрузки подбираются таким образом, чтобы при проведении испытаний не возникало деформаций конструкции. Сначала устанавливается минимальный уровень нагрузки, которая постепенно увеличивается. Нужно соблюдать строгий контроль во время повышения этого показателя. По мере необходимости, испытательная загрузка объекта повторяется несколько раз. В процессе статических испытаний собирается информация о напряжении различных элементов, деформациях сооружения, взаимные перемещения частей конструкции. Особое внимание уделяется элементам и соединениям, которые подвергаются максимальным нагрузкам в ходе эксплуатации объекта.
Основная задача таких исследований – установить соответствие сооружения техническим требованиям, заявленным в документации. Статические исследования помогают определить уровень износа отдельных составляющих, текущее состояние конструкции. По необходимости для некоторых узлов могут назначаться дополнительные исследования. В качестве испытательной нагрузки может применяться тяжёлая грузовая техника, загруженная щебнем и предварительно взвешенная.
Динамические испытания
Если при статических испытаниях автомобили располагаются в строго определённых местах, то при проведении динамических испытаниях машины проезжают по мосту с разной скоростью. Движение осуществляется как по ровной дороге, так и по искусственно созданной неровности. В процессе передвижения оператор фиксирует данные колебаний сооружения. Эта информация представлена в виде диаграммы. На основе полученных данных определяется экспериментальная величина динамического коэффициента. Результат сравнивается с фактическими измерениями в документации, после чего эксперты дают свою оценку по состоянию жёсткости пролётов сооружения.
Динамические испытания проводятся с целью выявления и определения динамического воздействия на конструкцию в условиях реальной нагрузки. Данная методика позволяет определить частоту колебаний отдельных элементов, характеристику затухания этих колебаний, динамическую жёсткость сооружения. Помимо гружёной автомобильной техники, для этих целей может использоваться и другое оборудование, создаваемое ветровую, ударную, вибрационную нагрузку. Предварительно принимаются меры по защите конструкции от случайных повреждений.
Обкатка
Данный вид испытаний позволяет определить визуальные проблемы конструкции в условиях эксплуатации. По необходимости выполняются простейшие замеры (например, уровень прогиба конструкции в центре пролёта). Производится обкатка следующим способом: на крайнюю полосу устанавливается колонна автомашин, по другой – машины движутся с определённой скоростью. После испытаний техника меняется местами. Для получения максимально точных данных необходимо осуществить минимум 5 проездов.
Услуги строительной экспертизы
Для проведения исследований и испытаний мостов, виадуков, путепроводов, эстакад и труб необходимо иметь специализированное оборудование и разрешения для всех видов работ. Наша компания готова предложить свои услуги. В штате наших сотрудников работают квалифицированные специалисты, у каждого имеется солидный опыт в проведении исследований и испытаний.
Наши сотрудники оперативно прибудут на объект заказчика, проведут визуальный осмотр и составят перечень необходимых работ. Стоимость услуг зависит от объёма и сложности исследований, и определяется для каждого заказчика в индивидуальном порядке. Все результаты документируются и выдаются на руки клиенту.